Я тут на выходных отрубила к чертовой матери телефон (ну ок, просто ноут захлопнула), отложила все дела и прыгнула в семь утра на паром до соседнего острова.
Матери сказала, что еду в райцентр в клуб кино смотреть. Ну чтоб понятнее.
У нас ведь настолько микроскопический остров, что из благ цивилизации только стоматология, в которую запись на месяц вперед. А торговые центры, кинотеатры и заветная мечта каждого ребенка, выросшего в 90ые, то есть Макдональдс, — всё это находится на соседнем острове. Приходится плыть.
Натурально раз в пару месяцев плаваю за бигмаком. Всего-то 20 км или два часа на пароме. Ну и на соседнем острове живет моя прекрасная Хельга, так что тут уж не отвертишься.
В общем, поплыла я одним днем с великой миссией посмотреть-таки Аватара. Ну 13 лет жеж прошло, если не сходить, Кэмерон обидится.
И шо я таки имею вам сказать? Если вам понравился первый, понравится и второй. Если не понравилось тогда, не тратьте деньги и время, оно совершенно такое же.
Невероятно красивое, завораживающее зрелище на три часа с ужасающе никаким сценарием. Примерно как на живые обои с рыбками в магазине техники смотреть.
Я не пожалела (но я и скринсейверы люблю, что уж там).
Грустно если и становится, то сильно потом, когда начинаешь зачем-то всё же анализировать увиденное и приходишь к выводу, что лента несет в себе два самых нелюбимых тропа, которые, казалось, уже оставлены в прошлом, однако, как показывают сумасшедшие сборы, всё еще очень и очень востребованы.
А именно патриархат и технофобия.
В Аватаре 2 весь сюжет построен на том, что сильные характерные мужики выясняют между собой отношения, пока совершенно все женские персонажи, включая китообразную разумную плавающую херню, заняты исключительно двумя вещами – рожают и общаются с природой.
Ну потому что женщина – это тонкое-звонкое невесомое загадочное существо, что пребывает в контакте с тайными силами матушки-земли, с эмоциями, заботой, любовью и всем таким. А рацио, агрессия и действовать – это мужское.
Еще пара шагов в этом направлении и в Аватаре 3 огромные синие инопланетяне прилетят с Пандоры на Землю объяснять человечеству, что место женщине – на кухне, и так спасут планету от гибели.
Но прилетят они, конечно же, спиритически, духовно или еще как волшебно, потому что все технологии – зло. Ну это и в первой части было.
А исследователи Кэмерона говорят, что у него эта тема вообще давно, что, мол, и Титаник, он про то, что машина – это чудовище, несущее погибель, и его все равно победит природа, в этот раз в виде айсберга, в следующий раз в виде еще чего. А люди, поверившие в мощь механического бога, обречены.
Хрен его знает. Но технофобия вообще любимая дойная корова любых профессиональных фантазеров — от гениальных режиссеров до создателей дешевых теорий заговоров.
«Черное Зеркало», «Матрица» и ещё сотни фильмов о восстании машин. Вышки 5G, облучающие всех коронавирусом, телефоны, вызывающие рак мозга, и, конечно, страшные-страшные прививки.
Блин.
Умерший и почти разложившийся на микросхемы и термопасту инженер внутри меня оживает и кричит от боли.
Люди, ну почему вам так нравится ненавидеть технологии? Они же такие классные, ну.
Ваш мобильник, который синхронизирует время со спутником, чтобы проорать вам на ухо вашу дурацкую любимую песню ровно в восемь утра, микроволновка, разгоняющая молекулы воды в вашем завтраке, чтобы бутер подогрелся за 30 секунд, а не минут, как было бы в классической духовке, гугл карты, которые рисуют вам пробки, чтобы вы их объехали и успели таки на работу. Все эти сервисы, подписки, киношки, подкасты, музычка. Часики, которые считают пульс и уговаривают вас лечь пораньше, МРТ, который сканирует вас и рассказывает доктору, где у вас бобочка, а доктору для этого даже не нужно вскрывать вам животик.
Ну классненько же!
Нет, мы ни хрена не понимаем в энтих ваших интернетах, поэтому будем сидеть и бояться. И вы тоже бойтесь.
Дети луддитов, блин.
Так вы не только в технике не понимаете, вы и в биологии ни черта не сечете. То, что вам неизвестен принцип работы TCP/IP, еще не означает, что вам известен принцип работы иммунитета. Я пыталась разобраться и там, и там – так вот. Интернет устроен попроще, поверьте.
Но нет, блин. Природа нам мать родна, а железяки нам чужды и несут погибель. А то, что ваша мать родна приносит вам цунами, землетрясения, эпидемии, старость или хотя бы по мелочи аллергию – это мы старательно не замечаем. Так же, как не замечаем того, что технологии молча и скромно каждую секунду делают нашу жизнь лучше, удобнее, быстрее, безопаснее и вообще дольше.
Обидно, Зин.
Не, я понимаю. Это все работает потому, что максимально интуитивно. И бабы, что рожают и особо никуда не лезут, и мужики, что агрессивны и «не умеют быть слабыми», и оживший робот, что мечтает всех убить, и прививки, от которых все мутируют, и ГМО «какая-то химия, от нее рак растет в мышах».
Чтобы идти против интуиции навстречу реальности нужно переставать чувствовать и начинать думать. А искусство, оно требует обратного. Оно взаимодействует с иррациональным и его же развлекает.
Но ведь, наверное, как-то можно же по-другому? Чтобы и талантливо, и без эксплуатации примитивных паттернов? Ну чтобы там про героическое секвенирование генома или там лирическая комедия о том, как новый язык программирования спас целую страну и помог кому-то найти свою любовь? (И простить компилятор. За все).
Эх. Не о том Кэмерон снимает. Не о том.
